Суббота, 18.05.2024, 13:42
Приветствую Вас, Гость

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24



 ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Автор опыта:



Снежко Юлия  Евгеньевна


 воспитатель 

2012 год

 
СОДЕРЖАНИЕ:


 Информация об опыте ……………………………………………………….. З

 Технология опыта……………………………………………………………… 7

 Результативность опыта…………………………………………………..…… 13

 Рецензия на опыт работы………………………………………………………..14

 Библиографический список ……………………………………….……..……..15
 Приложение к опыту ..…………………………………………………..………16


 Тема опыта: «Формирование нравственных качеств в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста».

 Снежко Юлия Евгеньевна, стаж работы 9 лет, педагогический стаж работы 7 лет, стаж в МБДОУ д/с № 24 – 5 лет

 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

 Условия возникновения опыта
 В течение пяти лет работаю в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 24. В детском саду функционируют 2 группы, которые посещают 54 ребёнка. Педагогический коллектив — 5 человек, общее количество сотрудников — 14 человек.
 Актуальность опыта
 Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда — они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
 В результате изучения соответствующей литературы и наблюдений я поняла, что дошкольное детство – важный период в нравственно становлении личности и формировании основных моральных качеств. 
Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение не обеспечивает ребенку всестороннего нравственного развития.
 Помочь детям избежать вышеперечисленные трудности могут только развивающие игры. Они содействует проявлению и развитию способности к песенному, игровому, танцевальному творчеству; помогают им почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрести уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, в формировании привычки к правильному моральному выбору.
 Нравственное воспитание присутствуют во всех сферах деятельности дошкольников, оно формирует память, творческие процессы, логическое мышление и физические качества. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
 Ведущая идея опыта - раннее нравственное воспитание, способствующее всестороннему развитию дошкольников.
 Мною были определены основные условия успешного развития творческих способностей, которые легли в основу исследования:
 Раннее начало. Раннее чтение, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами дают толчки развитию самых разных способностей.
 Предметно-развивающая среда должна опережать развитие детей: разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, строительные материалы… Все это способствует всестороннему развитию детей
 Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще ребенок добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот предел.
 Предоставление большой свободы в выборе деятельности. Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Доброжелательная помощь взрослых. Очень важно не превратить свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.

 Все вышеперечисленные условия развития творческих способностей детей являются стержневой основой моей педагогической технологии.

 Длительность работы над опытом
 Исследование рассчитано на 2 года с 2010 по 2012 год.

 1 этап Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика.

 2 этап Практический. В единой системе нравственное воспитание вводились в занятия, индивидуальную и кружковую деятельность детей.

 3 этап Аналитико-обобщающий. Подводился итог работы с детьми по проблеме, обобщался опыт.

 Диапозоном опыта является единая среда - «занятия + праздники + утренники + воспитательная система».

 Новизна опыта
 В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», Доронова Т.Н. «Из ДОУ – в школу», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». 
Нравственное воспитание — это самое важное дело малыша. Для детей это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У них нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любое нравственное воспитание подразумевает получение определенного опыта, необходимого дошкольникам для полноценного развития. В основе всех научных методик по воспитанию и развитию дошкольников лежит игровая педагогика. По заключению педагогов и психологов, именно нравственное воспитание дает детям возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую информацию. Детей в дошкольном возрасте нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательными и усидчивыми. Малыши просто физически не способны на это — все системы их организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но детей можно увлечь, заинтересовать и развить вышеупомянутые качества посредством создания игровых ситуаций.

 В нравственном воспитании все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

 Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах деятельности. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
 Нравственное воспитание – это спортивный комплекс, но… для ума, для развития способностей ребенка. Щедра ли природа на таланты? К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… таланты

 Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности!

 К.И.Циалковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
 Наша обязанность – помочь ребенку стать нравственно воспитанной личностью. 
Основной идеей исследования является всестороннее развитие детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса к творческому решению всех вопросов и воспитанию у него правильному отношению к окружающему миру.

 Мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

 1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для всестороннего развития дошкольников.

2. Принцип систематичности и последовательности. Только систематичное и последовательное применение нравственного воспитания позволит достичь максимальных результатов в развитии детей.

3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы, уровень подготовленности.

4. Принцип наглядности. С этой целью в группе оборудованы уголки: развивающих игр, патриотический, духовно- нравственный; библиотека.

5. Принцип интегрированного подхода. Благодаря нравственному воспитанию в единое целое объединяются самые разнообразные виды деятельности.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила поведения, быстрее развиваются.

7. Принцип адаптивности. С большим вниманием отношусь к индивидуальным и психо-физиологическим особенностям каждого ребенка.

8. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во время игр постоянно находили применение в повседневной жизни.

 Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения, воспитания и развития являются стержневой основой моей педагогической технологии.

 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
 Цель опыта: состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.



Я считаю, что важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма этических чувств. Базовой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников.



Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), научила понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывала их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Я, разработала цикл занятий-тренингов, направленный на развитие нравственных качеств старших дошкольников. Занятия являются одним из возможных путей целенаправленного формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников, что является одной из основных задач педагогики. Поскольку в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить сочувствие и сопереживание другому человеку, любовь к близким, пережить чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения, то, фундамент нравственности важно закладывать уже в раннем детстве.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.



1 этап работы – учить детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, воспитывать качества личности – бережливость, приобщение к красоте природы, труду на благо своей группы и товарищей.



2 этап работы – сообщать ребенку знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о собственном доме, о дошкольном учреждение об улице, о районе и городе, о стране.



3 этап работы – приобщать детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны знать о традициях, принимать их, привыкать к ним.



Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники (приложение №9).



В результате моей работы ребенок располагает знаниями о названии страны, ее географии, природе, символе, если ему известны имена героев России, если он будет читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах возраста. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорит о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов живущих на Земле.



Это приобщает ребенка к своей национальной культуре, формирует уважение ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.



Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и детей, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.



Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова "нравы”. По – латыни нравы звучат как морас – мораль.



Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.



Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.



Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.



В ходе работы над опытом выделила такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание».



В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.



Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс.



Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.



Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. (приложение № 5,11, 12).



В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь "увидеть” тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По моему мнению, в представлениях "сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление”.



Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.



Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние "этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. (приложение № 10).



Единству воспитания нравственного сознания и поведения я придаю большое значение, считаю, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем я утверждаю, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.



Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.



Основные способы педагогического воздействия на детей:



1. Беседа. Побуждаю их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.



Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.



2. Чтение и анализ художественных произведений.  Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности я включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.



3. Игра. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Основные способы педагогического воздействия на детей:



1. Приучение

2. Поощрение

3. Пример для подражания.



Также  использую в своей работе игровое проектирование



·        Я + ТЫ = МЫ

·        «Мостик»

·        «Ступеньки»

·        «Две гири»

·        «Логическая цепочка»

·        «Туча»

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа ведется параллельно, дополняя друг друга.



В моей работе имеет место Блок - "Родители". Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы познакомить родителей с основами формирования дружеских отношений у детей в разные возрастные периоды, помочь осмыслить необходимость развития навыков обучения.



Встречи с родителями организуются на базе учреждения в виде родительских собраний, круглых столов, раздачи памяток для родителей, буклетов, брошюр, листовок на данную тему.



С помощью воспитателя и родителей, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. Так, у ребенка формируются гуманистические  чувства и дружеские отношения.



Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.



Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.



Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.



Я считаю, что в моей работе прослеживается взаимосвязь содержания форм и методов работы, позволяющая достижения поставленной цели – показать роль нравственного воспитания во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для всестороннего развития детей, ведь оно зависит от предметной среды. И очень важен вывод, который я сделала в ходе этой работы: нравственное воспитание – это вовсе не какой - то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложки» можно достичь желаемых результатов.





РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Подводя итог работе по выявлению роли нравственного воспитания во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, можно сказать, что нравственное воспитание присутствуют во всех сферах деятельности дошкольников. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта детей.



За последние годы,  вся моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на всестороннее развитие ребенка с упором на развитие нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе, другими словами  на формирование у детей дружеских взаимоотношений.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

В целом понятие «дружба» - это не только чувства, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение..

В своей работе я использую коллективную, индивидуальную и фронтальную форму проведения занятий.

Нравственное воспитание дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, фантазировать в разумных приделах.



Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, их стремление постоянно узнавать что-то новое, быстрый изобретательный ум, умение быстро ориентироваться в любой ситуации.



* появилась инициативность, активная жизненная позиция;



* стали проявляться раскованность, коммуникативные навыки, уверенность в своих силах;



* выросли самостоятельность и любознательность, сообразительность и умелость, дети стали более крепкими и выносливыми.



Таким образом, проведенная работа благотворно отразилась на знаниях, умениях и навыках детей.



РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ


 Снежко Юлия Евгеньевна в водной части опыта работы доказала актуальность выбранной темы.

 Цель работы построена с учётом освещения выбранной темы полно и доступно. Задачи сформулированы так, чтобы раскрыть сущность поставленной в ходе работы цели.

 В опыте работы большое внимание уделяется ознакомлению дошкольников с нравственным воспитанием. А также определены этапы постепенного усложнения. Яркой нитью прослеживается мысль о необходимости своевременного и полноценного развития дошкольников. Большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, так как без неё нельзя развить у детей интерес.

 Юлия Евгеньевна особое место отводит совместной работе воспитателя с родителями, что благотворно сказывается на конечном результате.

 Нглядный материал помогает проследить последовательность работы, постепенность усложнения материала.

Старший воспитатель Кочубеева Вера Ивановна


 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук/ Т.В.Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1998. – с.5-9


Богусловская,З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М.Богусловская, Е.О Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 203с.


Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.- М.: Просвящение, 1989.- с.21-32


Доронова, Т.Н. Из ДОУ – в школу /Т.Н.Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- с.13-18


Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? /О.М.Дьяченко, ЕЛ.Агаева. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.


Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей /Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.23-31


Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А.Михайлова. – М.: Просвещение, 1990. – 93с.


Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры/ Б.П.Никитин. – М.: Просвещение, 1989. - 159с.


Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. – с. 3-19.


Проскура, Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника/ Е.В.Проскура. – К.: Радянська школа,1985. – с.22-28


Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972. - с. 5-36.


Тверитина, Е.Н., Барсукова, Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /Е.Н.Тверитина, Л.С.Барсукова. – М.: Просвещение, 1986. – с.3-5


Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре /Е.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1984. – 79с.

       14. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших   дошкольников. [Текст]. - Дошкольное воспитание, 1990, № 7, с. 23.

18. Клименко О. Игра как азбука общения. [Текст].-/ Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 7. 


ПРИЛОЖЕНИЕ





1. Приложение - Перспективный план



работы по нравственному воспитанию в средней группе.





2. Приложение - Перспективный план



работы по нравственному воспитанию в старшей группе.





3. Приложение - Перспективный план



работы по нравственному воспитанию в подготовительной группе.





4. Приложение - Конспект занятия в средней группе



«Семейная фотография».





5. Приложение - Конспект занятия



«День Победы».





6. Приложение - Конспект занятия 

 
7. Приложение - Конспект занятия



«Москва – столица России».





8. Приложение - Конспект занятия



«День космонавтики».





9. Приложение - Конспект занятия



«Масленница».





10. Приложение - Конспект занятия



«Незнайкины помощники».





11.Приложение - Развлечения: День Защитника Отечества





12. Приложение - Экскурсия в библиотеку



13. Приложение - Консультация для воспитателей



«Роль нравственного воспитания во всестороннем развитии детей».





14. Приложение - Консультация для воспитателей



«Воспитание патриотических чувств».





15. Приложение - Консультация для родителей



«Воспитание положительного отношения к труду».





16. Приложение - Сценарий праздника «День Знаний»





17. Приложение - Фотографии.



18. Приложение - Диагностические данные.







Приложение 1.



Игровое проектирование

Я + ТЫ = МЫ

В качестве иллюстрации приведем некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5—7 лет разных проблем, с которыми дошкольники сталкиваются в детском саду, дома, с родителями и сверстниками.

В основе обсуждения детских проблем лежал метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

«Мостик»

Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована.

Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их

договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

«Ступеньки»

Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные «шаги», но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего «шага». Обсуждение происходит в виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх). Например: Вася (7 лет) хочет попросить маму купить ему конструктор:

4. Мама обещает купить мне конструктор через неделю.

3. Я попрошу, чтобы она купила, когда будут деньги.

2.Мама скажет: «Нет денег!»

1. Я попрошу маму купить мне конструктор.

«Две гири»

Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями «+» и с отрицательными последствиями «–». В этом случае «на весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй — отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

«Логическая цепочка»

Эта методика используется на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.

«Туча»

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход их создавшейся ситуации. Можно считать предыдущие методики подготовительными к освоению схемы «Туча».

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» и надо искать пути договоренности, выстраивая между ними «Мостик».

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: «Добиваясь одной своей цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести». Подводя итог логическому анализу проблемной ситуации, можно воспользоваться алгоритмом «Ступеньки» (см. выше).





Приложение 2

Цикл занятий-тренингов, направленный на развитие нравственных качеств старших дошкольников

Занятие № 1



Задачи: учить детей владеть своими эмоциями; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать своё; воспитывать ответственность за проявление своих негативных эмоций.

Материал: цветные карандаши, графические рисунки с изображением трех лиц в разных настроениях (грустное, веселое, сердитое).

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской "Странные вещи”.

Странные вещи со мною случаются:

Я огорчаюсь – все огорчаются

И огорченные люди встречаются

И огорченно деревья качаются.

Я улыбаюсь – горе кончается!

Всюду веселые лица встречаются,

Всюду деревья от смеха качаются

Ну почему же так получается?

Воспитатель:

– Ребята, а почему человек бывает грустным, огорченн